Экзистенциальное направление в психолого-педагогической коррекции

Фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. Еще в г. Штекель высказал предположение о том, что в любых проявлениях повышенной тревожности присутствует проявление инстинкта смерти, который усиливается в результате подавления сексуального инстинкта или, в более широком смысле, инстинкта жизни [24]. Клиенты зачастую даже избегают говорить об этом своем центральном страхе, боятся обсуждать эту тему, как бы прячась от самих себя. Проработка этого страха возможна лишь на относительно поздних этапах психотерапии, при установлении глубокого доверительною контакта с терапевтом, а в случае групповой работы — между членами группы. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни. Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные положения экзистенциальной терапии [18]: Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе.

Способы преодоления и коррекции страхов

При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин"" переводится с позднелатинского как"существование".

Психологическая коррекция страхов у детей и взрослых. Даты проведения в жизни ребенка. Формы проявления и причины детских символических страхов. Экзистенциальная психотерапия и консультирование. .

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим. Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие.

Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию. Экзистенциальное одиночество Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид.

И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине. Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал"стремление к смыслу" противоположным"стремлению к удовольствиям": Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность.

В статье представлено системное описание страха смерти как совокупности Кормушина Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных.

При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин"" переводится с позднелатинского как"существование". В е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера"Бытие и время", а также работ К. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки: Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары.

Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. По Буберу, основное слово"Я-ты" порождает и утверждает мир отношений в отличие от"Я-оно", которое порождает опыт. Категория"опыт" соотносима не с объективной истиной по отношению к"моей" экзистенции, а с субъективностью"моего" онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия.

Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться

Методы и методики исследования 2. Критерии успешной психолого-педагогической коррекции 93 экзистенциальных страхов у старших подростков методом песочной арт-терапии 2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 2.

собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха которые отнюдь коррекции разрушительных стереотипов межличностного.

Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты: Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую и обязан психоаналитик, исходя из той школы или направления психоанализа, которой он придерживается.

Во время сна ослабляются"? Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как"работа сновидения". Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры:

Экзистенциальные страхи

Методы и техники экзистенциальной психотерапии Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой.

Матвеева С. Я., Шляпентох В. Э. страхи в России в прошлом и настоящем. конструктивность экзистенциальной тревоги: Международный научный форум и коррекции страхов: на материале старшего дошкольного возраста.

Одни предлагают воспитание в себе манипулятивного типа характера, и при этом, как мы знаем, личность разрушается Шострем. Или использование типичных видов - клише поведения на все случаи жизни. Другие предлагают путь к аутентичному существованию человека в мире, который приведет его к истинному счастью. Но, чтобы мы не обсуждали в связи с этим, одним из основных факторов, который мешает человеку построить свою жизнь так, чтобы ему было комфортно и удобно, это невротизация личности.

Невротическая личность или невротический характер являются сложным образованием, которое ограничивает возможности эффективного функционирования человека в социуме, непониманию себя, невозможности совершить аутентичное действие. Человек лишает себя возможности быть счастливым, понимая то, что он имеет личностные проблемы, ограничивающие его жизнь. Также его существование деформирует тревога. Выдающийся экзистенциальный философ Кьеркегор анализировал не только тревогу, его особенно интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя.

Ранние представления Фрейда были посвящены также тревоге. Кьеркегор пытался выделить разные формы и степени отстранения . Рассмотрим различные отклоняющиеся психические состояния. Психотик, в отличии от невротика характеризуется потерей контакта с реальностью и слишком слабыми защитами.

Психологическая коррекция страхов у младших подростков в процессе индивидуальной и групповой работы

Печать В современном обществе на подростков обрушивается множество неблагоприятных факторов: В работах казахстанских и зарубежных психологов и ученых, отмечен рост числа подростков с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревжностью. Поэтому проблеме страха необходимо уделять большое внимание. Младший подростковый возраст лет стоит на грани перехода от детства к взрослости. От ребенка этого возраста требуют проявления взрослого поведения, в то же время его во многом ограничивают, прибегая к запугиванию, устрашению, в результате чего ребенок не проявляет самостоятельности, всего боится, испытывает неуверенность, у него развиваются комплексы, страх получить наказание, страх перед учебой [14].

Экзистенциальные страхи в период ранней юности: исторические этапы и . при психолого-педагогической коррекции экзистенциальных страхов.

Национальное первенство по научной аналитике -"Россия"; Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике; УДК В статье показано применение инновационных технологий моделирования песочной арт-терапии, раскрыта структура модели психолого-педагогической коррекции экзистенциального страха у подростков в процессе песочной терапии, удалось уточнить систему требований, выдвигаемых при построении модели, конкретизировать основные принципы и этапы.

Экзистенциальный страх как один из самых глобальных и вечных страхов человечества, лежит в основе многих верований и мировых религий и философских систем [1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19]. В качестве важного субъективного условия возникновения экзистенциального страха выделяют наличие чувства неуверенности и неопределенности. Наиболее отчетливо представлена и социальная сила экзистенциального страха, и те функции, которые он выполняет в общественной жизни: Поскольку страх оповещения человека об опасностях заставляет искать пути и способы защиты; 2.

Только через преодоление экзистенциального страхачеловек способен достичь высшей гармонии. Переживания экзистенциального страха в старшем подростковом возрасте характеризуются наличием определенного объекта страха и разлитой тревоги. Экзистенциальные страхи обладают рядом особенностей, часто вытесняются глубоко в подсознание и поэтому не всегда осознаются. Возникновению экзистенциального страха у старших подростков способствуют некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности.

Экзистенциальный страх парализует социальную жизнь старшего подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Большое число экзистенциальных страхов у старших подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможна адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками.

В связи с этим возникает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на психологическую коррекцию эмоционального состояния старших подростков, активизацию психологических ресурсов, повышение социально-адаптивных функций личности. С учетом этих соображений мы отдали предпочтение методу песочной арт-терапии, непосредственно направленному на коррекцию экзистенциального страха старших подростков [4, 6, 8, 11, 13].

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

Отзывы Способы преодоления и коррекции страхов Самыми простыми для лечения считаются страхи и фобии, связанные с определенными ситуациями. Самые опасные среди них - то внушенные страхи. Часто они возникают в раннем детстве, и влияют на всю последующую судьбу человека. Такие страхи внушают, как правило, те взрослые, которые находятся в ближайшем окружении ребенка.

«Экзистенциальная философия и психология» и адресовано студентам через которое человек освобождается от невротических страхов, поняв .. коррекцию факторов, вызывающих тревогу и сопротивление, которое и.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов. Выделим несколько аспектов экспрессивной, изобразительной деятельности ребенка, а именно, диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий. Диагностический аспект продуты изобразительной деятельности - ценная информация о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка. Терапевтический аспект процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка.

Катарсический аспект рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности. Бихевиоральный, поведенческий аспект в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы. Развивающий аспект в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления. Практическая ценность рисования состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения фантазий и переживаний.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: Исходя из представлений А. Лебедевой [27] об этапах групповых занятий, мы предлагаем следующую структуру групповой арт-терапевтической работы. Актуализация ощущений, эмоций упражнения с песком ; 4. Индивидуальная работа рисунок, поделка ; 5. При рисовании с закрытыми глазами, ребенок способен лучше настроиться на свои переживания, мысли, внутренний мир.

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Страх смерти мучительнее, чем сама смерть. Лабрюйер Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей:

воспитание ребенка и коррекцию его страхов. психофизиологический механизм включения экзистенциальной тревоги как.

Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков Реферат: Установлена взаимосвязь экзистенциальных и социальных школьных страхов у старщих подростков со школьной тревожностью. Определена критериальная база коррекции экзистенциальных страхов; предложена модель коррекции методом песочной арт-терапии, состоящая из когнитивно-перцептивного, поведенческого и эмоциональнно-ценностного компонентов.

Разработана и обоснована программа коррекции экзистенциальных страхов на примере страха смерти методом песочной арт-терапии. Выявлена устойчивая тенденция к закреплению конструктивных паттернов поведения у старших подростков, к регуляции их эмоционального состояния посредством снижения личностной и школьной тревожности в результате реализации программы коррекции. Определена специфика проявления экзистенциальных страхов старших подростков в условиях образовательной среды; обоснованы модель и программа коррекции экзистенциальных страхов.

Детские страхи - как от них избавиться?