Психология безопасности жизнедеятельности. Антропогенные опасности

Естественные системы защиты организма детей — это природные механизмы, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности отдельного индивида. Физиологические защитные системы организма Психологические защитные системы организма Большинство защитных процессов протекают на бессознательном уровне и не могут подвергаться непосредственному прямому контролю. Однако взрослые должны учить ребенка пытаться анализировать своё физическое и психологическое состояние и принимать меры адекватные ситуации. Например, ребенок чувствует себя плохо, у него повысилась температура тела, началась ломота, но он не сообщает об этом взрослым, воспринимая происходящее как одну из неприятностей. Родители лишь вечером обнаруживают его состояние. Необходимо научить ребенка вовремя отслеживать происхождение негативных процессов внутри тела и вовремя сообщать взрослым для принятия мер. Также в задачу взрослых входит укрепление и повышение эффективности защитных механизмов. Например, повышение иммунитета организма, развитие мышечной системы и так далее. Стоит не забывать, что в отличие от взрослого организма детский находится в стадиях постоянного развития и изменения.

Глава 4Теоретическая модель личности безопасного типа поведения

Личность подверженная риску стать жертвой опасности, в связи с недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и если надо действовать. Действовать рационально, со всей ответственностью и пониманием происходящего. Например, неосторожное обращение с огнем, то есть человек, может стать причиной пожара — чрезвычайной ситуации природного характера.

С момента появления на Божий свет человека подстерегают опасности. На базе предложного сочетания «без опаса» (опасъ — охрана, защита) . насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента.

Основные закономерности самообеспечения безопасности Человек является сложноорганизованной открытой системой, к важнейшим психическим состояниям которой относятся опасность и безопасность. Безопасность рассматривается как психическое состояние подконтрольности некоторой системе динамического комплекса внешних и внутренних параметров экзо- и эндогенных параметров , обеспечивающих ей физическое, энергетическое и информационное равновесие со средой и влияющих на сохранение во времени вероятности достижения главной для нее жизненной цели.

Опасность является следствием снижения подконтрольности человеку экзо- и эндогенных параметров бытия. Согласно синергетической парадигме, опасность разграничивает управляющее и неуправляющее, или хаотическое, поведение системы. В силу отсутствия возможности непрерывного контроля за эндо- и экзогенными параметрами, всякая система осуществляет постоянные переходы от безопасности в зону большей или меньшей для себя опасности.

Предельный для некоторой системы уровень опасности определяет ее выход на новый уровень взаимодействия с реальностью, обладающей по своему качеству значительной вариативностью: Возможный исход данного процесса определяется специфическими для каждой системы эндо- и экзогенными факторами. Под психологической безопасностью ПБ понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав.

Физиология страха Изучение физиологии и нейрохимии страха позволило лучше понять биологические механизмы поведения человека. Но на его жизнедеятельность накладывается множество социальных и культурных установок, в свете которых генетически запрограммированные инстинкты теряют свое приспособительное значение или даже мешают жить. В этом плане страх, запускающий реакции борьбы или бегства, которые хорошо проявили себя в период биологической эволюции, оказывается совершенно неадекватным современной жизни.

Поэтому отрицательное значение страха проявляется значительно шире, чем положительное. Он может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу.

Ощущения, характерные для человека в состоянии стресса, только усиленные отобранный в ходе эволюции для защиты от опасности.

Вопрос отнюдь не тривиальный с точки зрения ученых, изучающих работу нашего мозга Юрий Панчул Силиконовая Долина, Калифорния Существует как минимум два типа страха. Один — рациональный, который возникает, когда человек видит вполне реальный источник опасности, например змею. Другой в английском он называется — это страх иррациональный, эмоция, состояние тревожного беспокойства, когда человек не может понять ни источник, ни степень угрозы.

Рациональный страх необходим человеку для защиты от опасностей: Страх иррациональный, напротив, парализует, снижает способность человека мыслить, принимать решения и защищаться. Биохимические механизмы мозга, ответственные за эти два явления, весьма различны. Мозг-защитник Когда человек видит змею, то отдел мозга, в который собирается информация от органов чувств1, направляет полученный образ опасности одновременно в два разных центра — в центр эмоциональной памяти и в центр сознательной памяти гиппокамп.

Это один из немногих врожденных страхов, так же как врожденными являются, например, страх падения или страх громких звуков. Другими словами, мозг создает условия, необходимые, чтобы человек мог защищаться или бежать. Одновременно образ опасности — змеи — обрабатывает и отдел мозга, ответственный за сознательную память. Этот центр решает, ядовитая змея или это всего лишь уж, игнорировать опасность или спасаться.

Два центра порой конфликтуют друг с другом: И оттого реакция бывает смешанной — сначала человек взвизгнет от ужаса, а потом вздохнет с облегчением:

Естественные системы защиты организма

Все мы чего-нибудь боимся. Страх — это совершенно естественная защитная реакция организма, которая призвана помочь нам предупредить какие-то жизненные неприятности. Но иногда такая эмоция становится неуправляемой и совершенно лишней. И справиться с ней своими силами просто не реально, хотя и очень хочется. Давайте поговорим о том что собой представляет страх, приведем примеры проявления страха, польза страха и вред страха в чем расскажем.

Если страх проявляется постоянно, человек кажды находит повод . как защита организма человека от всевозможных опасностей.

Вопросы задания Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие радиоактивные излучения.

Я и страх. Кто главнее?

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, нация Система безопасности страны, национальная безопасность Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. Человечество Техносфера Глобальная безопасность Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущения, восприятия, память и др.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности.

Эмоциональное переживание страха может быть очень сильным. мобилизует наши ресурсы на защиту, и, таким образом, страх превращается в поведенческую систему, охраняющую от опасностей окружающей среды. реакцию страха у различных видов — от мышей и крыс до обезьян и человека.

Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 13 мая г. Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания.

Страх — это сигнал тревоги, но не простотревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходитсяпреодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т.

Как люди защищаются от страхов и тревог. Психологические защиты

По многим, точнее но большинству опасностей, можно дать исчерпывающую информацию по условиям и причинам их возникновения, интенсивности и скорости распространения, поражающим факторам и т. Но в отношении способов защиты, уменьшения негативных последствий от них — дело обстоит сложнее. Здесь сохраняется много нерешенных проблем, как теоретических, так и практических.

Страх и его значение в обеспечении безопасности экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, Способы психологической защиты человека и их краткая характеристика.

Сообщение по ОБЖ на тему"Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человек. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование. Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие радиоактивные излучения.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом. У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц.

Особенности детских страхов

Основное звено модели ЛБТП — предвидение опасности как от среды обитания природной, техногенной, социальной и т. Каковы причины деструктивного поведения? Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

Будучи эмоцией, страх большинством людей просто переживается, так же как радость, обида, Ведь кто его знает, а вдруг вы и впрямь находитесь в опасности, кто его знает, что есть в Ведь это же способ защиты от угрозы.

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности Личностные факторы играют важную роль в формировании культуры безопасной деятельности человека. Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, ставят его в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек, наученный действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему психологически, он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом сохраняет способность оказывать помощь другим людям.

Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами и формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации?

Для этого необходимо знание отличительных особенностей, с одной стороны, личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы, с другой — особенностей личности безопасного типа.

Московский государственный университет печати

Опасности, связанные с физическим насилием 2. Способы защиты от физического насилия Список использованной литературы Введение Насилие - это любое действие, которое причиняет или может причинить физический, психологический или сексуальный ущерб или страдания. Физическое насилие - это общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли.

Страх отнюдь не является для человека самой желанной из спектра защиты — оберегания себя от предполагаемой опасности.

Безопасность жизнедеятельности как наука, ее задачи. Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды: Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; Систему охраны природной среды; Систему государственной безопасности; Систему глобальной безопасности.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются естественные, антропогенные и техногенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.

Задачи науки о безопасности жизнедеятельности сводятся к: Цель БЖД как науки — сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности, как наука, возникла в России в конце восьмидесятых годов 20 столетия и сейчас находится в стадии своего формирования.

Как защищаться от опасностей

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, нация Система безопасности страны, национальная безопасность Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. Человечество Техносфера Глобальная безопасность Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущения, восприятия, память и др.

Откуда берутся наши страхи. Это понятие обозначает устойчивую, иррациональную и неконтролируемую боязнь, заставляющую человека плохо (он позволяет оценивать обстановку и избегать реальных опасностей), фобия, . психологическую защиту, не желая признавать, что источник страха на.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие радиоактивные излучения.

Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.

Страх в риторике