РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА

Поиск в превью документа Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни.

Религиозные чувства

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека.

При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Законодатель, закрепил понятие «Религиозные чувства верующих» в и смысл разные эмоции человека – страх, любовь, восхищение.

Ваш комментарий о книге Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или , как говорил Барух Спиноза. Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей.

И не суть важно, чему была посвящена эта реплика, потому что значимо в ней именно это утверждение: Оно посещает, поражает и останавливает человека всегда неожиданно. Чувство Бога непременно отличает внезапность. В этой связи нельзя не вспомнить Деяния апостолов, где говорится в начале второй главы о том, как сделался неожиданно с неба шум Деян 2, 2 , неожиданно или внезапно, в латинском варианте — . Внезапность, говорит один протестантский богослов, — это божественная шокирующая тактика, которую применяет Бог для того, чтобы напомнить человеку о его духовной уязвимости.

Говорится об этом и в Псалмах: Внезапно, помимо воли человека, в его жизни, жизни личности, возникают эти переживания — переживания, которые американский психолог Абрахам Мэслоу назвал вершинными, или пик-переживаниями, -. Эти переживания, как считает Мэслоу, характеризуются чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством восторга и трепета и потери ощущения пространства и времени.

Задержание подозрительного элемента Я не собираюсь здесь подробно останавливаться на религиозном чувстве. Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. В определенный момент можно установить зависимость между явлениями оргастического и религиозного возбуждения, начиная с простейшей набожности я кончая глубоким религиозным экстазом. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения.

Некоторые из них не только создали новые религиозные традиции, отвечающая за чувства) и префронтальной коры (передний мозг, долях небывалых ощущений: благоговейного трепета, страха и восторга.

Эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным.

Но, возражая против понимания религиозного чувства теологами и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную специфику. Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно—физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям.

Физиологические законы высшей нервной деятельности, лежащие в основе психических процессов и явлений, одни и те же как у верующих людей, так и у неверующих. Поэтому с помощью физиологии высшей нервной деятельности нельзя обнаружить специфики религиозного сознания.

Религиозные чувства верующих. Раскрытие понятия

С точки зрения христианской психологии особенный интерес представляют, конечно же, духовно-религиозные чувствования. Понятно, что недооценивать важность религиозных чувств нельзя, и при том — по нескольким причинам. Во-вторых, из-за интегративных свойств религиозных чувств: Важность религиозных чувств переживаний обусловливает и необходимость их изучения, о чем и писали известные русские богословы: Что касается степени количественного проявления переживаний и чувств в религии, то здесь, скорее всего, нужна разумная умеренность и золотая середина.

Должен быть определенный оптимум чувств:

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство.

Основные виды религиозных чувств: Чем религиозное чувство отличается от религиозных чувств? Религиозное чувство обнаруживается в общем стремлении человека к Богу как к Источнику жизни, Подателю всяческих благ. Оно также естественно для человека, как и любые другие стремления, вызванные проявлением сущностных свойств; по значимости же занимает приоритетное место Деян. В той или иной степени религиозное чувство проявляется через разные сферы и силы души , как правило же: Так, разуму всякого человека свойственно иметь представление о некоей Высшей Силе, Верховном Могущественном Существе.

Поэтому Истории неизвестно ни одного безрелигиозного народа.

Психологические корни религии

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение.

Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

Но существование и развитие религиозного чувства без таких или иных случае оно невозможно, как невозможно и чувство страха или радости, если .

Главная Страх мистики и религии Страх мистики и религии Казалось бы страхи мистики и религии — атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам. Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий. В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный образ жизни человека.

Фанатичное следование религиозным учениям, почитание оккультизма — благодатная почва для возникновения фобических расстройств. В них все располагает для мнимого избегания личной ответственности за собственную жизнь, ведь всегда есть готовое объяснение: В данной группе присутствуют:

Психология верующих

Психологические корни религии Д. Угринович провел анализ различных научных и религиозных позиций по данному вопросу. Он критикует русских православных богословов, которые отвечали на этот вопрос однозначно: Угринович высказывает мнение, что подобное объяснение феномена религиозной веры заранее предполагает всеобщий и обязательный для всех людей характер религиозной веры. Угринович полагает, что основой веры человека может служить страх.

Какие же чувства и потребности привели людей к религиозным идеям и вере людей религиозные представления вызывает прежде всего страх, страх.

Три основных элемента религиозного чувства. Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения. Другими словами, понятие религиозного возбуждения должно также распространяться на возбуждение, испытываемое покорными массами, когда они распахивают душу для восприятия речи любимого вождя, и возбуждение, испытываемое при созерцании величественных явлений природы.

Вначале мы вкратце приведем данные о религиозных явлениях, которые были получены до проведения сексуально-энергетического исследования. Социологические исследования показали, что формы и содержание различных религий зависят от уровня развития социально-экономических условий. К примеру, анималистические религии соответствуют образу жизни первобытных людей, которые жили охотой.

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ это:

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая Рис. Оно указывает на смутно переживаемое религиозное чувство — скорее набожности, чем веры. Во многих церквях можно увидеть огромное облако тускло-голубого, парящее над головами собрания — неопределённое в своих очертаниях по причине неотчётливой природы мыслей и чувств, которые его вызывают.

Очень часто оно покрыто пятнами коричневого и серого, поскольку невежественная вера с плачевной лёгкостью впитывает в себя гнетущую смесь стаха и эгоизма; но не в меньшей мере вырисовываются и большие потенциальные перспективы на будущее, являя нашим глазам первое слабое трепетание одного из пары крыльев — веры и мудрости, посредством которых душа поднимается к Богу, от которого и пришла.

С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п.

Искать Не нашли работу? Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности.

Он пишет, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства, и рассматривает три типа религиозности: Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создает для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действий которого зависят страшные для него явления.

После этого начинают думать о том, чтобы умилостивить это существо. Для этого производят определенные действия и приносят жертвы, которые, согласно передаваемым из поколения в поколение верованиям, способствуют умиротворению этого существа, т.

18.Религиозные чувства

Пока мне хотелось бы лишь вкратце обобщить уже известное. В определенный момент можно установить зависимость между явлениями оргастического и религиозного возбуждения, начиная с простейшей набожности я кончая глубоким религиозным экстазом. Понятие религиозного возбуждения не ограничивается ощущениями, которые возникают у глубоко религиозных людей во время богослужения. Сюда необходимо включать все возбуждения, характеризуемые определенным психо-соматическим состоянием.

Две важнейшие добродетели человека верующего – любовь ко Всевышнему и страх перед Ним. Если первое чувство лишь прибавляет нам душевного.

Религиозно-психологическое, историческое и религиозно-гигиеническое исследование Глава 2. Понятие, причины и формы возникновения Понятие страха Под страхом мы понимаем любой аффект, который возникает при появлении опасности. Это определение сложно оспорить, однако при ближайшем рассмотрении оно едва ли окажется удовлетворительным. Возражения возникают уже потому, что речь идет о правиле, из которого есть исключения.

Потому что смелые люди, например, и при появлении опасности не испытывают страха. Жил ли когда-нибудь такой Ганс, который так и не познал страх, останется неисследованным. Многие психологи утверждают, что уже вхождение в эту жизнь не проходит без страха, а некоторые даже полагают, что все позднейшие страхи и представляют собой производное страха рождения. Только новорожденные ничего не говорят о полученном переживании, а умозаключения убеждают не всех. Если я, совершая путешествие по ледникам, вдруг понимаю, что на меня летит ледяная глыба размером с печку, или если на улице рядом со мной машину заносит и она с большой скоростью мчится на меня, или когда на меня, беззащитного, нападает вооруженный бандит в пустынной местности и под угрозой смерти хочет отобрать мое имущество, то, вероятно, я испытываю боязнь или, как еще говорят, страх.

Но это не точно. Там, где такая дереализация внешний мир перестает быть реальным или также деперсонализация собственная личность перестает быть реальной, чаще всего с мыслью:

Mahmut Orhan - Feel feat. Sena Sener (Official Video)